KZ Войти
Статья

ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОПРОЧНЫХ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОТКОСОВ АВТОДОРОЖНЫХ НАСЫПЕЙ

А. -. Домненко специалист по техническому сопровождению проектов | ТОО «Махина-ТСТ Казахстан» | aleksandr.domnenko@mahina-tst.com
А. -. Мартынов специалист по технической поддержке | ТОО «Махина-ТСТ Казахстан» | a.martinov@mahina-tst.com

Аннотация

Проблема устойчивости откосов насыпей транспортных магистралей (автомобильных и железнодорожных) является актуальной в Восточной Европе при сооружении высоких насыпей на участках залегания слабых грунтов. Деформации откосов насыпей (сдвиг, оползание), а также осадка всего земляного полотна приводят к ухудшению транспортно-эксплуатационного состояния транспортного сооружения, увеличивают затраты на содержание сооружения, а также могут привести к аварийной ситуации. Применение современных высокопрочных геосинтетических материалов позволяет обеспечить устойчивость откосов. Строящаяся автомобильная дорога М-11/П2 расположена в западной части Республики Беларусь. Часть трасса проходит через участки с сложными грунтовыми условиями. В основании земляного полотна залегают торф, сапропель, пылеватые и мелкие пески. Уровень грунтовых вод составляет 0,2 м от поверхности земли. Для устройства транспортной развязки проектом предусмотрено строительство путепровода с подходными насыпями высотой до 15 метров. Сравнительные расчеты земляного полотна позволили определить мероприятия по обеспечению общей и местной устойчивости откосов насыпи. Расчеты включали оценку устойчивости откосов, осадки земляного полотна и оценка стоимости работ. Расчеты показали необходимость усиления грунта откосов, поэтому было применено многослойное армирование откосных частей насыпи высокопрочным тканым геотекстилем. Также была предусмотрена замена слабого грунта и устройство армирующей прослойки в основании насыпи. Окончательное проектное решение с мероприятиями по армированию откосов оказалось более экономически эффективным, чем вариант без усиления.
Список использованной литературы: [1] ТКП 200-2018. 2018. Автомобильные дороги. Земляное полотно. Правила проектирования. Госстандарт. Минск. [2] Леонович И.И., Вырко Н.П., Богданович Т.К. Устойчивость земляного полотна автомобильных дорог. Строительная наука и техника 4’ 2006 58-63с. [3] International Geosynthetics Society. 2021. Geosynthetics in Slopes over Stable Foundations. [Электронный ресурс] – https://igs2.wpengine.com/wp-content/uploads/2021/04/IGS_Geosynthetics Slopes_Stable-Foundations_Leaflet.pdf, дата доступа – 20 февраля 2024. [4] ISO/TR 20432. 2007. Guidelines for the determination of the long-term strength of geosynthetics for soil reinforcement. ISO, Geneva.