Article
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АММОФОСА И СУПЕРФОСФАТА - ФОСФОГИПСА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Г. B. Назаренко
Старший научный сотрудник | АО "КаздорНИИ" | g.nazarenko@qazjolgzi.kz
Н. Н. Сарыбаев
Ведущий инженер | АО "КаздорНИИ" | n.sarybaev@qazjolgzi.kz
Keywords
Abstract
Одной из важнейших задач развития дорожно-транспортного комплекса Республики Казахстан является ускоренное развитие сети автомобильных дорог, в том числе соединение сельских населенных пунктов с дорогами общего пользования. Реализация этой программы требует от дорожных организаций нестандартного подхода. Отсутствие достаточного количества высокопрочных каменных материалов на строительном объекте - дороге, а также снижение стоимости и сроков строительства заставило искать оригинальные
пути решения этой задачи. Обзор современных технологий строительства автомобильных дорог во всем
мире показывает растущую тенденцию максимального применения местных материалов с целью удешевления и сокращения сроков строительства. В качестве строительных материалов в новых технологиях в
первую очередь используются грунты, укрепленные или модифицированные различными добавками, а также материалы дорожных одежд, требующих капитального ремонта.
Для укрепления материалов оснований, в строительной практике широко использовались цементы, фосфорные шлаки, золы уноса и другие.
Для повышения рентабельности затрат на строительство и их окупаемость необходимо использовать
наряду с дорогостоящими цементобетонными покрытиями, но и широко использовать конгломераты из местных материалов, вторичного сырья и грунтов, полученные на основе новых инновационных ресурсосберегающих технологий и материалов. Использовать повторную утилизацию строительных материалов существующих автомобильных дорог, для перекрытия огромного дефицита в дорожно-строительных материалах шире использовать в практику строительства техногенные отходы и побочные отходы промышленности, что улучшит экологическую обстановку в республике, тем более, что объемы накопленных различных шлаков, шламов, золы уноса гидроудаления, фосфогипса исчисляются миллиардами тн, который увеличивается с каждым годом.
Снижение экологического нагрузки на окружающую среду - важнейшая задача современного материаловедения [1].
List of used literature: [1] Достижения Казахстанской дорожной науки. Внедрение новых материалов и технологий // Вестник № 1-2(49-50). 2016 – с.33-43.
[2] Паспорт безопасности химической продукции№ 3-20.1121.3 .КАZ.1 от 4 февраля 2019 г, выданный комитетом индустриального развития и промышленной безопасности
[3] ГОСТ 125-2018 Вяжущие гипсовые. Технические условия.
[4] СТ РК 973-2015 Материалы каменные и грунты,
обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
[5] СТ РК 1218-2003 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».
[6] Р РК 218-24-03 Рекомендации по ремонту автомобильных дорог с использованием технологии холодного ресайклинга.