Статья
АДГЕЗИОННЫЕ ДОБАВКИ В АСФАЛЬТОВЫХ СМЕСЯХ. ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
У. Ш. Вахидов
доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой | «Строительные и дорожные машины», ФГБОУ ВО Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева | moleff@yandex.ru
В. А. Бабанин
3Заместитель ген. директора по техническим вопросам | ООО «ТК Риминвест» | pavlov@riminvest.ru
Ключевые слова
асфальтобетонная смесь – Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом
взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
асфальтобетон – Уплотненная асфальтобетонная смесь.
адгезионная добавка – Химическое соединение
которое
концентрируясь на поверхности раздела
битум – минеральный материал
вызывает снижение поверхностного натяжения и способствуют увеличению адгезии.
поверхностно-активное вещество (ПАВ) – Химическое соединение
которое вызывает снижение поверхностного натяжения
концентрируясь на поверхности раздела термодинамических фаз.
адгезия – Сцепление между вяжущим и минеральными материалами. Характеризуется способностью битумного вяжущего удерживаться на предварительно покрытой им поверхности минерального материала.
Аннотация
В представленной статье проведён аналитический обзор применения адгезионных добавок в асфальтобетонных смесях. Адгезионные добавки являются химическими соединениями, которые улучшают сцепление между битумом и минеральными материалами. Их использование позволяет повысить прочность и долговечность асфальтобетона. В текущее время сеть дорог постоянно расширяется, и все больше асфальтобетонных смесей производится для поддержания дорожной инфраструктуры в работоспособном состоянии. Однако, часть дорог не соответствует нормативным требованиям, поэтому исследования в области адгезионных добавок являются актуальными. Существуют различные способы подачи добавок в битум, такие как использование дозаторов и переходных бункеров. Оптимальная концентрация добавок и равномерное распределение их в битуме являются важными факторами для достижения положительного эффекта. Технологическое совершенствование процесса укладки асфальта и контроль качества работ являются ключевыми аспектами для повышения качества дорожного покрытия. Дан анализ текущему состоянию дел в области технического ввода ПАВвов, оценена потребность в данном компоненте.
Список использованной литературы: 1. ГОСТ Р 58401.18—2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств.
2. ГОСТ 31015–2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночно-мастичные. Технические условия
3. ГОСТ 9128–2013. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
4. ГОСТ Р 58406.1–2020. Дороги автомобильный общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
5. ГОСТ Р 58406.2-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
6. ГОСТ Р 58406.3-2020. Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения стойкости к колееобразованию прокатыванием нагруженного колеса
7. ОДМ 218.3.064–2019. Методические рекомендации. По оценке эффективности адгезионных добавок. В составе асфальтобетона.
8. Кирюхин Г.Н., Покрытия из щебёночно-мастичного асфальтобетона. // Г.Н. Кирюхин, Е. А.Смирнов - М: ООО «Издательство "Элит"», 2009.
9. Установка автоматизированого дозирования жидких адгезионных добавок в битум УАД-1000М. Паспорт, техническое описание, Москва, 2014г.
10. Агрегат минерального порошка. Паспорт ДС-18503.00.000-Ч ПС,2001г
11. ГП РОСДОРНИИ МАДИ ВГАСА Костромаавтодор АООТ Воронежавтодор. Пособие по производственному контролю качества при строительстве автомобильных дорог Дата актуализации: 01.02.2017.32,45с.
12. https://rosstat.gov.ru/
13. Дозатор автоматический «РИМ-500» ТУ 28.29.39-001-44419384-2021, Нижний Новгород, 2021г.