Статья
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В КАЗАХСТАНЕ
А. А. Акбердин
доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией Бор | Химико-металлургический институт им. Ж. Абишева | akberdin_@mail.ru
А. С. Ким
доктор технических наук, главный научный сотрудник лаборатории Бор | Химико-металлургический институт им. Ж. Абишева | boron_213@mail.ru
Р. Б. Султангазиев
доктор PhD, И.о. доцента каф. НТМ | НАО «Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова» | sulrus83@mail.ru
А. С. Орлов
старший научный сотрудник лаборатории Бор | Химико-металлургический институт им. Ж. Абишева | 1@mail.ru
Ключевые слова
Аннотация
Рассмотрены организационные и технические вопросы строительства автомобильных дорог в Казахстане. Указывается, что среди 200 стран мира республика по плотности дорог располагается в конце первой сотни. Для интенсивного экономического развития является необходимым увеличение этого показателя до уровня передовых стран. Подчеркивается необходимость установления приоритета в географии строительства дорог. Они нужны в районах производства материальных благ. Нынешняя стратегия преимущественного строительства дорог от столицы к областным центрам и между последними требует корректировки. Ведущие для Казахстана материальные блага нефть, газ и металлы транспортируются в зарубежные страны по трубопроводам и железной дорогой. Материальные блага непосредственного использования – мясо, молоко, зерно, овощи и фрукты – создаются на селе. Здесь крайне низкая плотность дорог с твердым покрытием. Именно на селе нужны автомобильные дороги для проезда к полям, отделениям, мастерским, складам, элеваторам, железнодорожным станциям для удовлетворения нужд населения Казахстана и создания продовольственной безопасности страны. Асфальт и цементный бетон для Казахстана не могут рассматриваться как перспективные материалы. Асфальт – ввиду низких эксплуатационных свойств. Производство же цемента в связи с ратифицированием в 2016 году Парижского климатического соглашения к 2025 г. должно быть сокращено вдвое ввиду повышенных выбросов CO2 при его производстве, что приведёт к его дефициту. Но даже при отмене «углеродного» налога кратное наращивание производства высококачественного цемента в Казахстане для дорожного строительства в ближайшее десятилетие не просматривается. Предлагается строить дороги из шлаколитого бетона, превосходящего по долговечности, техническим характеристикам и стоимости не только асфальт, но и цементный бетон.
Список использованной литературы: 1. Стратегия развития г. Нур-Султана до 2050 года. Интернет-ресурс:https://maslihat01.kz › data › media › news › files, дата публикации июнь 2019 г.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2021 г. №784.
3. Халтурин Р.А. Строительство сельских дорог, как фактор развития регионов. Вестник ФГОУ ВПО МГАУ, 2014, №2, с. 77-80.
4. An overview of concrete road construction – Constrofacilitato.r Интернет-ресурс: https://www.constrofacilitator.com ›, дата публикации 5 января 2022 г.
5. 'One Mile:' The history of Detroit's first concrete road – WKAR. Интернет-ресурс: https://www.wkar.org › history, дата публикации 11 июля 2016 г
6. SR 385 Green Roadways: Environmentally and Economically. Интернет-ресурс: http://wikipave.org › index.php, дата публикации 17 июля 2015
7. American Concrete Pavement Association - Nonprofit Explorer. Интернет-ресурс: https://projects.propublica.org ›, дата публикации декабрь 2020г.
8. German Autobahn receives new concrete. Интернет-ресурс: surfacehttps://www.worldhighways.com ›, дата публикации 11 сентября 2014 г.
9. Length of Highway: Paved: Common: Cement Concrete – China Интернет-ресурс: https://www.ceicdata.com › cn, дата публикации 15 декабря 2020 г.
10. Почему в России практически нет дорог из бетона. Интернет-ресурс: https://novate.ru › blogs, дата публикации 14 февраля 2021 г.
11. Почему в России нет бетонных дорог, как в США и Китае. Интернет-ресурс: https://wfin.kz › novosti › obschestvo-i-politika › 4763, дата публикации 28 апреля 2022 г.
12. Сколько в Казахстане дорог с бетонным покрытием? Интернет-ресурс:
https://jana-kezen.kz › archives, дата публикации 26 октября 2020 г.
13. Бетонные плиты вздыбились на платной дороге. Интернет-ресурс:
https://ru.sputnik.kz ›, дата публикации 9 июня 2022 г.
14. ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов.
15. Дорожный бетон: состав, виды, марки, ГОСТ. Интернет-ресурс:
https://cementim.ru › dorozhnyj-beton
16. Утилизация шлаков никелевых и медных производств. Интернет-ресурс: http://www.metalstech.ru › pages › color_4
17. Липовский И. Е., Дорофеев В.А. Основы петрургии. М.:Металлургия, 1972, 320 с.
18. Бетонные дороги: технология строительства, материалы. Интернет-ресурс: https://cemmix.ru ›
19. Каменное и шлаковое литьё. Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru › 5-0-stroymaterialy
20. Пористость бетона. Интернет-ресурс: https://gruntovozov.ru › poristost-betona.
21. Пористость асфальтобетона. Интернет-ресурс: https://gruntovozov.ru › poristost-asfalta.
22. Каменное литьё. Интернет-ресурс: http://www.bibliotekar.ru › spravochnik-181-2
23. Свойства литья - Первоуральский завод. Интернет-ресурс:
https://пзго.рф › kamennoe-lite › svoystva-litya
24. Испытания бетона на истираемость. Интернет ресурс:
https://burosi.ru › ispytaniya-betona-na-istiraemost
25. Коэффициент линейного расширения бетона. https://betfundament.com › koeffitsient-lineynogo-rassh
26. Богуславский, А. М. Основы реологии асфальтобетона / А. М. Богуславский, Л. А. Богуславский. – М.: Высшая школа, 1972. – 199 с.
27. Граменицкий Е.Н. Котельников А.Р., Батанова А.М., Щекина Т.И., Плечов П.Ю. Экспериментальная и техническая петрология, М.: Научный Мир, 2000, 416 с.
28. Игнатова А.М., Верещагин В.И. Оценка пригодности магматических горных пород Западного Урала для технологий каменного литья. Новые огнеупоры,2016,№9, с.11-15.
29. Брагин Б.А. Исследования шлаков медеплавильных производств Казахстана с целью переработки их в литые и другие изделия. Алма-Ата Изд-во ин-та металлургии и обогащения, 1968, 152 с.
30. Сулейменов С.Т. Тефрито-базальты Чимкентской области – сырьё для камнелитейного призводства. В сб. «Производительные силы Южного Казахстана. Алма-Ата, Изд-во «Наука»,1966,т. 1, с. 52-56.
31. Б. К. Кенжалиев, С. А. Омарова, А. И. Манапова, С. С. Темирова, К. Р. Плехова, Б. М. Сукуров, М. Н. Квятковская, Г. К. Жумабекова, Л. У. Аманжолова Получение каменного литья из золошлаков. Известия национальной академии наук Республики Казахстан,серия геологии и технических наук. № 5. 2017Volume 5, Number 425 (2017), 249 – 254
32. Абдрахимов В., Кайракбаев А., Абдрахимова Е. Использование в производстве клинкерного кирпича отходов цветной металлургии и энергетики Восточного Казахстана. Экология и промышленность России . 2020;24(3):14–18. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2020-3-14-18
33. Сайбулатов С.Ж., Сулейменов С.Т., Ралко А.В. Золокерамические стеновые материалы. - Алма-Ата: Наука, 1982. 292 с.
34. Сайбулатов С.Ж. Ресурсосберегающая технология керамического кирпича на основе зол. М. Стройиздат, 1990.- 248 с.
35. Список стран по длине сети автомобильных дорог. Интернет-ресурс:
https://ru.wikipedia.org › wiki ›.
36. Шлаковое литье из огненно-жидких шлаков, Никополь. Интернет-ресурс: https://ua.bizorg.su › litye-r › p4552264-shlakovoe-lity...
37. Нужны ли России бетонные дороги? Интернет ресурс:
https://zen.yandex.ru › media › str_rus › nujny-li-rossii.
38. Почему в России не строят бетонные дороги. Интернет ресурс:https://zen.yandex.ru › media › scienceeveryday › poch
39. Почему цементобетон никак не приживается в России. Интернет ресурс: https://rcmm.ru › dorozhnoe-stroitelstvo › 51234-poch.
40. Квоты на выбросы CO2 душат экономику РК - Forbes.kz Интернет ресурс: https://forbes.kz › process › economy › kvotyi_na_vyibro.
41. Почему в Казахстане станет невыгодно производить цемент. Интернет ресурс: https://m.forbes.kz › Процесс.
42. Сколько стоит строительство дорог в Казахстане на самом деле. Интернет – ресурс: https://liter.kz › Новости Казахстана
43. Чернов В.П., Насонов П.Н. Влияние скорости охлаждения на кристаллизацию оксидных сплавов. Вестник МГТУ им. Г.И. Носова, 2010, №4, с. 35-37.
44. Укладка дорожных плит: технология, схема, срок. Интернет ресурс:
https://evrocontract.ru ›
45. Рейтинг стран по уровню смертности в ДТП – NoNews. Интернет ресурс: https://nonews.co › countries › mortality-road-traffic
46. Таблица коэффициентов излучения (степени черноты). Интернет ресурс: https://dpva.ru › Guide › EmmisionCoefficientsTable01
47. Бетонные Дороги - Бетонные Заводы МЕКА. Интернет ресурс: https://www.mekaglobal.com ›
48. Акбердин А.А., Ким А.С., Есенжулов А.Б., Сарекенов К.З. Внедрение технологии стабилизации от силикатного распада основных металлургических шлаков // Теория и практика производства чугуна: Труды междун. научн.-практ. конф., посвящ. 70-летию КГГМК «Криворожсталь». - Кривой Рог, 2004. - С. 295-297.
49. Акбердин А.А., Ким А.С. Способ стабилизации шлаков производства средне и низкоуглеродистых марок феррохрома от распада. Предпатент № 15320 Заявка № 2002/1346 Приоритет от 11.11.02.
50. Akberdin А.А., Konurov U., Saitov R.I., Esenzhulov A.B. Recуcling of Highly-Basic Slags of Metfllurgical Manufacturing // Proceedings oftheeighth internatio-nal simposium on environmental issues and waste management in energy and mineral production – SWEMP 2004 Kemer/Antalya /Turkey/ 17-20 May. 2004. - С.639-640.